Японские компании – долгожители. В чем секрет крепкого здоровья?
Многие японские компании существуют очень давно. Есть бренды, родившиеся сто и даже двести лет назад. Brother – один из них. Его история начинается в начале прошлого века – в 1908 году, когда основатель компании Канэкити Ясуи переоборудовал одну комнату в своем доме в мастерскую по ремонту швейных машин. Шли годы, десятилетия – бизнес рос и диверсифицировался, а компания постепенно покоряла все новые территории и развивалась не только в Японии, но и за рубежом.
В 50-е годы двадцатого века Brother начал производить бытовую электронику и печатные машинки. С тех пор печатный бизнес стал постоянным направлением для бренда. Компания удивляла современников новыми технологиями и создавала передовые устройства: первый японский текстовый процессор, факсимильный аппарат, а в 1971 году - первый матричный принтер. Затем появились лазерный принтер, принтер для печати наклеек и компактное многофункциональное устройство. Сейчас, более чем через сто лет после открытия мастерской Канэкити Ясуи, в офисах компании по всему миру трудится более 37 000 сотрудников.
Такая долгая и успешная история компании нередко вызывает удивление. Как удается сохранять и развивать бизнес, начатый столетие назад в иной исторической эпохе и при совершенно других обстоятельствах? Мы попробуем ответить на этот вопрос, воспользовавшись объяснением Фунабаси Харуо, автора книги «Прогулка по родине японской экономики» (полную версию статью Фунабаси Харуо о японских компаниях можно найти по ссылке.
Фунабаси говорит об особом японском взгляде на бизнес. По его мнению, для японцев важна не только финансовая сторона дела, но и общественная: компания воспринимается как семейное дело, которое должно передаваться от поколения к поколению. Это видение характерно и для руководства компании, и для ее сотрудников.
Однако для развития и процветания компании на протяжении ста лет этого было бы недостаточно. Секрет в особом подходе к ведению бизнеса. Во-первых, в японских компаниях придается особое значение последовательности, которая проявляется, например, в четкой формулировке целей и задач бизнеса и наличии свода основных правил компании или устава, четко описывающего ее ценности.
Второй фактор, непосредственно связанный с первым, - долгосрочное планирование. При разработке модели развития компании ее руководство ориентируется не на быструю выгоду, а на поступательный рост, как минимум, в течение нескольких десятилетий. Внимательно анализируется влияние каждого принятого решения на репутацию бренда. Фунабаси также обращает внимание, с одной стороны, на гибкость подхода к ведению бизнеса и готовность к изменениям, а с другой – уважение к традициям компании и ее ценностям. Вообще уважение - одно из центральных понятий для японских компаний, от уважения к сотрудникам до уважения к клиентам.
Этими принципами ведения деятельности руководствуется и Brother. Солидные традиции и открытость к изменениям, последовательность и внедрение современных технологий, и, конечно, внимание к сотрудникам и клиентам, которое подчеркивает слоган «На вашей стороне», — все это характеризует подход компании к ведению бизнеса и способствует ее процветанию уже вторую сотню лет.